Ее называли иконой стиля и боготворили в Голливуде. Наташа Рамбова не только была потрясающим художником по костюмам, актрисой и очень красивой женщиной, но и возлюбленной одного из самых выдающихся актёров XX столетия – Рудольфа Валентино. Именно как спутницу Валентино и как ослепительную диву кинематографического мира Наташу чаще всего вспоминают сегодня. Мало кто знает, что она была страстно влюблена в Древний Египет и эта любовь была очень плодотворной.
Валентино, сменивший итальянскую Кастелланету сначала на Торонто, а потом на Нью-Йорк, бежал от нищеты своего детства и от несостоявшейся военной карьеры. Его спасло танго, в котором эффектно смотрелась тонкая мужская натура. Пришла популярность, а знакомство с Норманом Керри открыло для него двери немого кино. Вскоре он уже был романтической легендой, человеком, который действовал на женщин, по описаниям современников, гипнотически. Валентино называл себя «холстом, на котором женщины рисуют свои мечты» пока в его жизни не появилась художница Наталья Рамбова.
Ее настоящим именем было Уинифред. Уинифред Кимбол Шонесси появилась на свет в Солт-Лейк-Сити 19 января 1897 года в семье мормонов. Училась в Великобритании, потом вернулась в США, увлеклась танцами, была потрясена Анной Павловой, у которой потом в Европе брала частные уроки, как, впрочем, и у звезды Дягилевских сезонов Вацлава Нижинского. Одновременно, еще с детства, её манило к себе все таинственное, непостижимое, потустороннее. В Нью-Йорке Уинифред стала участницей труппы Фёдора Козлова и взяла себе псевдоним Наташа Рамбова, под которым позже прославилась не только как балерина, танцевавшая ведущие партии, но и художница, создававшая костюмы под влиянием Бакста, Бенуа, Головина. Потрясенная ее талантом, знаменитая продюсер Алла Назимова пригласила Наташу творить. И даже то, что Козлов на прощание прострелил улетавшей пташке ногу, ее не остановило. Назимова и познакомила ее с Валентино. Их роман напоминал вулкан с мексиканскими страстями. Многочисленные поклонницы Валентино отчаянно ненавидели его новую жену в припадках безрезультатной ревности. Рамбова стала новым, успешным менеджером Валентино и добилась для него новых контрактов с очень высокими гонорарами.
Рамбова все больше и больше разрывалась между Голливудом и любимым Древним Египтом. Она увлекалась спиритизмом, астрологией и. как говорили, удивительно точно предсказала судьбу нескольким звездам Голливуда. Недовольство Валентино росло. В какой-то момент он потребовал, чтобы Наташа больше никогда не появлялась на съемочной площадке в его присутствии, а в 1925 году супруги развелись. После этого Рудольф снялся ещё в двух самых успешных своих фильмах – «Орёл» и «Сын шейха», а через год погиб от перитонита.
На берегах Нила Наташа впервые побывала в 1936 году со своим вторым мужем, испанским аристократом Альваро де Урсайсом. Ее потряс Луксор, его древние храмы и гробницы. Я, увы, не знаю, где Рамбова познакомилась с еще одним чрезвычайно важным для себя человеком. Александр Николаевич Пьянков (Piankoff, и никак иначе, родился 18 октября 1897 г.) был потомственным петербуржцем, он еще в детстве увлекся египтологией, увидев частное собрание древностей в доме великого Владимира Семеновича Голенищева. О пролетарской революции в России он узнал во Франции, куда был переброшен во время Первой мировой войны в составе русского экспедиционного корпуса. Принял единственно для себя возможное решение остаться во Франции. Продолжил военную службу, а выйдя в отставку, стал превосходным египтологом первой величины, имя которого старательно не вспоминали в СССР. В 1936 году Пьянков получил французское гражданство, но Восток манил, и год спустя ученый переехал в Каир, где возглавил Французский институт Восточной археологии. Труды Пьянкова стали классикой – полный комментированный перевод «Текстов пирамид» из гробницы царя Униса, обширное издание огромных ковчегов Тутанхамона, с их редчайшими мифологическими сценами, тома по мифологическим папирусам из погребений жрецов и жриц Амона Карнакского и, наконец, фантастическое по своему качеству издание роскошной гробницы Рамсеса VI в Долине царей. Все прорисовки для этих работ, все больше и больше погружаясь в символизм египетского искусства, для этих работ делала Наташа Рамбова. Она же стала для Александра Пьянкова терпеливым и вдумчивым редактором текстов на английском языке.
Наташа выучила древнеегипетский язык, почти свободна переводила иероглифические надписи, часто ездила на берега Нила и, по её словам, так и не забыла своего Рудольфа. Кропотливая работа Наташи над текстами и изображениями из фантастической по своей красоте гробницы Рамсеса VI, выполненная под блистательным руководством Александра Пьянкова, стала для нее убежищем во внутреннем одиночестиве и обретением нового мира поразительных памятников древности, лишенного, к счастью, интриг Голливуда.
Александр Пьянков скончался 20 июля 1966 года в Брюсселе. Он всего лишь на полтора месяца пережил Наташу Рамбову, ушедшую в Лос-Анжелесе 5 июня. Ей было всего лишь 69 лет. В 1954 году эта удивительная женщина, узнав о редком и тяжелом диагнозе - склеродермии, отказалась от публичности, передала всю свою уникальную коллекцию древнеегипетского искусства в дар университету Юты, и завещала развеять свой прах в любимом лесу на севере Аризоны.
(с) Виктор Солкин
Comments