ГМИИ им. А.С. Пушкина объявил сбор средств на приобретение древнеегипетского магического жезла 20-19 вв. до н.э. из собрания антиквара Кирилла Данелия. Это замечательный памятник, на который я делал экспертизу по просьбе Кирилла в 2013 году. Аналогов ему в российских музейных собраниях и частных коллекциях нет. Особенно интересно то, что выполнен он не из слоновой кости, из которой обычно делали подобные жезлы, а из кости гиппопотама.
В религиозной культуре Древнего Египта существовал ряд оберегов и магических предметов, которые были связаны с ритуалами защиты дома и семьи. Изогнутым костяным жезлом высококвалифицированный маг обводил комнату и ложе роженицы, чтобы избавить ее и дитя от демонов родильной горячки и смерти, уберечь дом от несчастий, бед, его обитателей – от проклятий, сглаза и эпидемий.
Изображенные на жезле (одна его часть, увы, утеряна) символы и духи должны были сойти с него, окружить женщину и охранять ее от демонов. На жезле изображены (справа налево): [1] Око Хора — Уджат (символ защиты, жертвенности, исцеления и бессмертия), [2] лягушка Хекет — покровительница родов, держащая в передних лапах огненный нож для защиты от демонов хаоса и болезней, [3] солнечная львица Сехмет (гневная богиня, дочь Солнца, покровительница медицины, врачевания и практик магического исцеления), также с ножом, над ней — [4] метательная палка против духов хаоса (палка, как атрибут ритуальной охоты, должна была повергнуть духов, явившихся в облике птиц хаоса).
Далее следуют [5] знак магической защиты от порчи и болезни Са (основной знак-амулет, отвращающий порчу, сглаз, беды и проклятия в древнеегипетской культуре), [6] вооруженная ножами мартышка (выполняет функции охранника бога Осириса и свидетеля его победы над смертью) и [7] лунный павиан, ассоциирующийся с богом магии и мудрости Тотом.
За ними следуют [8] корова-кормилица Хатхор, [9] «душа Востока» — солнечный павиан, приветствующий передними лапами восходящее солнце, [10] горшок с жертвоприношениями, идущий на своих собственных ногах, и [11] змея Рененутет — подательница пропитания.
Памятник чрезвычайно редкий (известно всего три аналога в собраниях Египетского музея в Каире, Египетского музея в Берлине и музее Метрополитен в Нью-Йорке), поскольку сделан не из обычной для Египта слоновой кости, а из кости гиппопотама и фигуры на нем рельефные, а не в виде прорезанных контуров, как на подавляющем большинстве таких жезлов.
(с) фото – Сергей Куприянов
댓글 1개