Я давал интервью в самые разные европейские и арабские издания, а вот в переводе на китайский язык мои мысли появляются впервые. Публикую русскую версию текста, опубликованного в крупном еженедельнике "Sanlian Life Week".
Вы много работали с египетскими коллекциями в России. Какими особенностями отличаются российские египетские собрания? Вы хорошо знакомы с коллекциями Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина, какие экспонаты произвели на вас наибольшее впечатление? Можете ли вы немного рассказать нам свою историю с ними?
Египетских коллекций в России достаточно много. Понятно, что при их упоминании все сразу представляют Эрмитаж или ГМИИ им. А.С. Пушкина, однако старейшая коллекция хранится не там, а в Воронеже в художественном музее имени И.Н. Крамского. Ее начало было положено в 1815 году. Путешественник и дипломат Отто фон Рихтер, который должен был представлять Россию на Востоке как консул, долго странствовал по Египту и покупал древности. В итоге именно благодаря ему в Россию попали уникальные памятники – саркофаги вельмож, каменные стелы царских художников эпохи Рамсеса Великого (13 век до новой эры), многочисленные произведения декоративно-прикладного искусства. За два столетия истории эта коллекция немало странствовала по России и в итоге оказалась в Воронеже. Ее почти забыли. В 2015 году я был руководителем проекта по созданию новой экспозиции египетского искусства в воронежском музее. Мы все сделали «с нуля», разработали красивую концепцию, заказывали витрины и новое оборудование, заново изучили все памятники этого собрания, чтобы не просто правильно показать их публике, но и издать полноценный научный каталог на русском и английском языках. В Воронеже есть поразительные памятники, которых нет в музеях столицы, например большой саркофаг жреца и царского писца Несипахерентахата (11-10 веков до новой эры). Он богато расписан снаружи и изнутри, чрезвычайно красив. Его владелец был хранителем всех тайн некрополя города Фивы – одной из египетских столиц того времени и был связан с секретным перемещением мумий великих фараонов в Долине царей. Мы многое знаем об этом человеке.
Для работы с такими памятниками требуется большой опыт. Мне посчастливилось еще студентом начать работу с лучшей египетской коллекцией в России – в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Я шесть лет работал там у моего учителя – египтолога Светланы Ходжаш (1923-2008) в Отделе Востока музея. Помогал готовить выставки, организовывать хранение памятников, готовил к публикации новые исследования коллекции. В основе этого собрания коллекция Владимира Голенищева – первого русского египтолога. Он был не только прекрасным ученым, но и обладал очень развитым художественным вкусом. Благодаря ему в Москве хранятся такие шедевры, как скульптурный портрет царя Аменемхета III (19 в. до н.э.), знаменитые статуэтки жреца Аменхотепа и его жены – жрицы бога Амона Реннай, огромное собрание папирусов, всего – более 8 тысяч вещей, многие из которых я во время работы держал в руках. С точки зрения уникальности памятников, ценности экспонатов – это лучшее египетское собрание в России. Египетская коллекция Эрмитажа больше, однако она была составлена из случайных покупок путешественников и даров императорам, в ней меньше шедевров и памятников высокого художественного уровня. Кроме того, экспозиция этой коллекции не менялась с 1974 года и это очень печально. Меня часто спрашивают об этой коллекции, о том, что она плохо хранится, однако это зависит от кадровой политики Эрмитажа.
Недавно в Зимнем дворце открылась выставка «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном». Вы посещали выставку? Каким экспонатам, по вашему-мнению, стоит поделиться особое внимание? Выставка называется "Египтомания". Можете ли вы объяснить феномен "Египтомания" в России, когда она началась, когда закончилась, какие конкретные явления относятся к Египтомании и как она охватила Петербург?
Выставку «Египтомания» обязательно надо посетить. К сожалению, ее дизайн оставляет желать лучшего, каталог до сих пор не издан, а отличные памятники экспонируются в старых витринах, но, все равно, на ней много интересного. Главный шедевр – это, конечно, знаменитый «Египетский сервиз», который был сделан во французских мастерских Севра. Наполеон подарил его Александру I в качестве государственного подарка. Все предметы сервиза были созданы по эскизам барона Доменика Вивана Денона – знаменитого художника, который вместе с войсками Наполеона побывал в Египте и многое зарисовал. Именно поэтому в «Египетском сервизе» так много цитат из подлинного древнего искусства. В центре сервиза – сюрту-де-табль – специальное украшение для стола в виде уменьшенных фасадов знаменитых египетских храмов, выполненных из особого фарфора.
«Египетский сервиз» — это самый знаменитый шедевр «египтомании» в мире. Однако, помимо него, на выставке много интересного. Например, впервые за многие годы вы сможете увидеть фрагмент подлинного древнеегипетского папируса со «Сказкой о Потерпевшем кораблекрушение». Это – знаменитый текст, рассказывающий о том, как смелый мореход отправился в далекие страны, однако по пути на море шторм разбил его корабль. Египтянин оказывается на таинственном острове, где живет мудрый змей. Змей рассказывает гостю много удивительного о том, что когда-то землю населяли такие существа, как он, но с неба упала звезда и убила всех, выжил только один змей. Возможно, это древнейшее упоминание о метеорите! Затем он дарит египтянину много подарков и отправляет его на родину на другом корабле, который проплывал мимо. Эта поразительная история сохранилась только на одном папирусе из Эрмитажа!
Феномен «Египтомании» для России – особенный. Известно, что первые русские путешественники посетили берега Нила еще в 14 веке, задолго до европейцев. О чудесах Египта рассказывали в особых книгах жанра «Ходждения», очень популярного в Москве! Просвещенные люди зачитывались тем, как русские путешественники бывали в Каире и Александрии, как они описывали египтян и поразившие их памятники Древнего Египта. Первое упоминание о Великих пирамидах на русском языке датируется 15 веком! Россия многое знала о Египте задолго до военного похода Наполеона Бонапарта, с которого начался интерес к Египту в Европе. Поэтому, сначала интересом ко всему египетскому «заболела» Москва, а только потом – Петербург. В 18 веке многие богатые путешественники отправлялись в Египет, привозили с собой оттуда произведения искусства. Сначала они попадали в «Египетский музей» в Кунсткамере. А потом уже попали в Эрмитаж.
Существует зрения о том, что «Египтомания» среди русских в девятнадцатом веке отражала желание России присоединиться к западноевропейскому культурному кругу. Вы согласны с этим мнением? Почему древнеегипетская культура привлекает внимание россиян? Хотя явление "египетской лихорадки" существовало с 19-го века, кажется, что немногие россияне того времени посещали Египет. В чем причины?
Первые крупные исследователи Египта были европейцами. В России восторженно отнеслись к открытию Жана-Франсуа Шампольона, который положил начало дешифровки египетского иероглифического письма. Президент Академии наук граф Оленин лично переписывался с Шампольоном. Очень поддерживал его. Шампольона избрали членом Академии наук в России раньше признания его заслуг в Европе! Интерес к Египту в России того времени был большим, но не самым главным. Многое объясняется тем, что Египет географически далек от России, а другие очень важные страны Востока – ближе. В России всегда очень интересовались Китаем, Индией, Монголией. Наверное, интерес к Китаю был самым сильным. Российские и Китайские императоры обменивались роскошными дипломатическими подарками, мода на все китайское ярко отражена в русском искусстве с 18 века. Все другие страны Востока в глазах россиян сильно уступали Китаю, его роскошной, глубокой и мудрой культуре, очень красивому искусству. Однако, все равно, русские путешественники ехали и в Египет, публиковали очень интересные записки о своих странствиях, собирали коллекции.
В Петербурге много достопримечательностей, связанных с Древним Египтом .Вы сказали как-то в интервью, что пространство «египетского» Петербурга – многомерное, красивое и сложное. Можно объяснять, какое это пространство? Помимо сфинксов на набережной Невы, какие из этих достопримечательностей вам особенно нравятся? Вы участвовали в реставрации Сфинксов, можете рассказать о своем опыте, связанном с этим проектом?
Колоссальные сфинксы царя Аменхотепа III, которые были приобретены Россией в 1832 году, это, конечно самые впечатляющие египетские памятники в России. Они были созданы в 14 веке до н.э. во время одного из самых высоких взлетов искусства Египта. Сфинксы не имеют прямых аналогов и некогда украшали заупокойный храм Аменхотепа III на западном берегу Нила в Фивах. Они выполнены из высококачественного асуанского розового гранита и, бесспорно, являются шедеврами. Каждый сфинкс весит 23 тонны, на их лицах – улыбки, головы увенчаны коронами Верхнего и Нижнего Египта. К сожалению, современный город губит эти шедевры. Атмосфера города – это агрессивные кислоты, грязь, а в нашем российском климате еще и морозы зимой. Сфинксов, конечно, надо убирать в Эрмитаж, а на их место на набережной поставить хорошие копии. Об этом много раз говорили уважаемые ученые и реставраторы, однако власти города ничего не предпринимают. Я был одним из координаторов реставрации сфинксов в 2002 году. Выдающиеся реставраторы Альбина Доос и Станислав Щигорец применяли специальный химический состав, которым пропитывали ткань и накладывали эту ткань на поверхность памятников. Постепенно плотный слой черной маслянистой грязи сходил. Сфинксы были яркого розового цвета, а не того черного, к которому привыкли в городе! Это была кропотливая, сложная работа, итоги который мы опубликовали в 2005 году в специальной коллективной монографии на русском и английском языках. Я помню, когда мы работали на лесах, сооруженных вокруг сфинксов, я никак не мог в начале наступать на сами памятники – это казалось каким-то святотатством.
Помимо сфинксов Аменхотепа III, то есть подлинных древнеегипетских памятников скульптуры, в Петербурге много красивых стилизаций «под Египет», особенно в архитектуре. Это знаменитые «Египетские ворота» в Царском селе, сооруженные в 1827 году, городские особняки начала XX века, среди которых особенно хорош «Египетский дом» на Захарьевской улице, сооруженный архитектором Михаилом Сонгайло по мотивам фасада храма богини Хатхор в Дендере. По фасаду жилого дома идут роскошные колонны, увенчанные капителями в виде ликов богини любви Хатхор; помимо них фасад дома, стены его внутреннего двора и одна из парадных богато отделаны рельефами и скульптурной, имитирующим искусство Древнего Египта. Таких домов в Петербурге несколько, их очень интересно разглядывать, изучать.
Вы упомянули, что консул Дроветти предложил свою коллекцию папирус, но Николай I его не купил. По сравнению с императорами европейских стран, российские императоры, кажется, были менее увлечены египетскими коллекциями. Какие египетские памятники предпочитали российские императоры и коллекционеры? Относилась ли Россия к Египту иначе, чем западные страны? Повлияло ли это на последующее развитие русской египтологии?
Да, действительно, русские императоры чаще собирали западноевропейское, античное или китайское искусство. То, что императоры не купили коллекцию Дроветти, предложенную России – это конечно трагедия. Получив в подарок два папируса, когда-то привезенные из Египта Домиником Виваном Деноном, император подарил их в Публичную Императорскую библиотеку, где они хранятся и в наши дни – я лично изучал и публиковал их, как и другие египетские папирусы этого собрания. Египетское искусство долгое время не понимали, предпочитали античное – греческое или римское, много собирали его. Известно, что «резные египетские камни» были в коллекции Екатерины II, однако какие точно - мы не знаем. Остальные значимые произведения древнеегипетского искусства, привезенные в Россию, в основном, были не императорскими покупками, а приобретениями просвещенных вельмож. Когда Россия покупала сфинксы Аменхотепа III, то Николай I не мог сам принять решение, консультировался с Академией художеств и тем, что сфинксов все же купили, мы обязаны как русскому офицеру Андрею Муравьеву, который был потрясен ими в Александрии, так и, все же, европейской модой на все египетское. В России, в отличии от европейских стран, развитие египтологии шло не благодаря поддержке императорского дома, а потому, что Египтом увлекались состоятельные россияне, которые на свои средства вели исследования и собирали коллекции. Так случилось и с выдающимся египтологом Владимиром Голенищевым, отец которого был богатым царскосельским купцом.
Образ Египта появлялся не только в музеях и городских постройках, но и в литературных произведениях, и это влияние продолжалось вплоть до Серебряного века. В общем, что символизирует Древний Египет в русской культуре? Имеет ли древнеегипетская цивилизация некоторое сходство с русской культурой, что вызвало отклик у русских?
Можно сказать, что интерес России к египетскому наследию пережил несколько волн. Первая – это русские путешественники XV-XVI века и их очень популярные записки, вторая – в XIX веке, вслед за «египтоманией» в Европе и, конечно, на рубеже XIX-XX веков, когда великие русские литераторы и живописцы «Серебряного века» пытались осмыслить Египет, понять то важное, что несет в себе эта культура. Египет, прежде всего нравился своей экзотичностью – пирамиды, африканская природа, таинственные иероглифы, золотые маски фараонов и цариц. После того, как стали переводить много древних египетских текстов, Египет предстал иначе: многим философам, художникам очень понравилось то, как древние египтяне рассуждали о вечной жизни, о предназначении человека, о времени и его скоротечности, о том, как человек своей работой и своими творениями может победить время. Понимание Египта таким образом стало очень глубоким. О мудрости, знаниях Египта, много и особенно проникновенно писал великий русский литератор Иван Бунин, строки египетской лирики переводила на русский язык Анна Ахматова, о том, что образы Египта заставляют остановиться и задуматься о сути Человека, писал Максимилиан Волошин. Удивительно красив Египет в полотнах русских художников – Василия Поленова, Ивана Айвазовского, Михаила Потапова.
Хотя изучение египтологии в России началось чуть позже, чем в других европейских странах, есть и выдающиеся российские египтологи. Вы упоминали в своих лекциях, что многие из них никогда не были в Египте. Почему российские ученые не присоединилась к археологическим раскопкам в Египте в XIX веке? Почему специальности «египтология» в России не существует до сих пор? Каково нынешнее положение египтологии в России и с какими трудностями она сталкивается?
Первые русские египтологи в XIX веке были важной частью европейской науки о Египте, часто ездили на берега Нила. Владимир Голенищев предпринимал раскопки в Египте, с очень интересными результатами. Все изменилось с революцией в 1917 году. Россия сильно закрылась от окружающего мира, многие выдающиеся ученые того времени не имели возможности попасть в страну, которую изучали. Так, например, Милица Матье, выдающийся египтолог, которая многие десятилетия хранила египетскую коллекцию в Эрмитаже, написала огромный труд об искусстве Древнего Египта только по музейным собраниям – у нее не было возможности посетить Египет. Фотографии пирамид и храмов ей привозили советские инженеры, которые работали на строительстве Высотной плотины в Асуане. К сожалению, и в новой России египтология только догоняет Европу: сказывается нехватка научных центров, острая нехватка финансирования, то, что стать египтологом очень сложно – это многие годы учебы, знание древнеегипетского и европейских языков, обязательный опыт работы в музеях и в археологии. Немногим удается осилить все это – нужны большое усердие, финансовые возможности, сила воли, чтобы преодолеть многие препятствия. Однако, если все-таки не отказаться от своей мечты, много трудиться и стать египтологом, то огромное удовольствие от работы с памятниками и текстами, которым несколько тысячелетий, с лихвой окупает потраченные силы и время. Египтология – это наука для сильных духом, трудолюбивых, тех, кому очень интересны истоки и важнейшие смыслы человеческой культуры.
Интервью подготовила Сяо Чучжоу специально для Sanlian Life Week
1 Comment