Поиск
  • victorsolkin

Соколы в Беренике

Любопытные находки, связанные с египетскими культами позднеримского времени, сделаны неподалеку от красноморского порта Береника международной группой исследователей. По словам директора «Проекта Сикаит» д-ра Хуана Оллера Гузмана, исследования зимой 2019 г. велись в храмовом сооружении, которое существовало на излете бытования древнеегипетской религиозной культуры в 4-6 в. н.э. Храм входил в так называемый «Северный комплекс» порта Береника, который был основан в 3 в. до н.э. Птолемеем II Филадельфом и продолжил свое существование на протяжении римского владычества Египтом вплоть до византийской эпохи. В это время порт стал очень крупным и связывал Египет с Аравией, Индией и странами восточной Африки.




С 4 в. н.э. поселение Береника было частично захвачено блеммиями – полукочевым нубийским народом, который не только обладал значительной властью в землях, примыкавших к Египту с юга, но и хранил приверженность традиционной египетской религии. Именно правители блеммиев, судя по сохранившимся надписям, поддерживали существования т.н. «Соколиного святилища», где и проводились раскопки. Сам храм был сооружен в традиционном египетском стиле; на его территории обнаружены приношения божеству – гарпуны, кубообразные статуи жрецов и стела с уникальными эпизодами местного культа божественного сокола. Самой удивительной находкой стали мумии пятнадцати соколов, погребенные в святилище, причем все они были лишены голов. Несмотря на то, что культ сокола был широко распространен в древности по всей долине Нила, погребение группы безголовых птиц вместе с соколиными яйцами на специальной небольшой платформе на территории храма – беспрецедентно. Стела, найденная неподалеку, сохранила изображения бога Хорпахереду, владыки Коптоса, еще двух неизвестных божеств и содержит странную надпись на греческом: «Нельзя кипятить голову здесь». Она совсем не похожа на большинство посвятительных текстов, которыми обычно покрыты стелы, помещенные в храм. Текст предупреждает тех, кто посетил святилище, что внутри нельзя совершать некую ритуальную практику по варению головы птиц, которая, как комментируют исследователи, видимо, была народной и неприемлемой в храме. Видимо речь идет о каком-то неизвестном ранее обряде, в котором смешались религиозные практики египтян и блеммиев. По мнению главы археологической группы, обряд, возможно, был связан с локальным культом Хонсу – бога луны и предсказаний, которому в Беренике приносились в жертву соколы – посвященные ему издревле птицы.






В соседнем помещении храма, примыкающем с юго-востока к основному зданию, обнаружены фрагменты массивного деревянного наоса для статуи божества, основание для масляного светильника и керамику с христианской символикой. Вероятно, это помещение было занято христианами в 5 веке н.э., когда храм был намеренно разрушен, а часть его святынь, судя по следам, сожжена. Несколько известняковых блоков, предназначавшихся для планировавшихся работ по расширению святилища, так и осталась лежать неподалеку, рельефы на них, в частности, на новом дверном портале, где должен был быть изображен крылатый солнечный диск, так и не были завершены. К счастью, неподалеку сохранились греческие надписи с именами царей-блеммиев. Здесь упомянуты царь Исемне и царь Кабантия, жившие на рубеже 4-5 вв. н.э. и поддерживавшие культ священного сокола, несмотря на христианскую экспансию.


Уникальная находка стелы и безголовых мумий птиц является свидетельством существования в Беренике очень поздних форм египетской религии, которая поддерживалась местными общностями Верхнего Египта, несмотря на агрессивное наступление официального христианства в римском Египте этого времени.


(с) Виктор Солкин по релизам MSTA и livescience.com

27 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все