В прошлом году в журнале «Сказка и миф» вышло большое мировоззренческое интервью с Виктором Солкиным. Журнал давно стал библиографической редкостью, а разговор о мире исследователя и взаимодействии с древней культурой наверняка будет многим интересен. Интервью публикуется с незначительными сокращениями.
Я смотрела вашу лекцию о Карнаке, на мой взгляд это любовь. Расскажите, как Вы влюбились в ДЕ?
Это, действительно, любовь с первого взгляда. Мне было семь лет, когда я впервые попал в египетский зал Пушкинского музея в Москве. Пространство египетского храма, колонны в виде связок папируса, звездное небо на потолке, маски саркофагов с подведенными миндалевидными глазами, сфинксы, и бесконечные «ленты» иероглифов – все это невероятно потрясло, но при этом с самого начала показалось родным и невероятно привлекательным. Смотрители не особенно обращали внимание на ребенка и мне удалось, я очень хорошо помню, тихонько прикоснуться к нескольким каменным вещам, стоявшим без витрин. Дальше, помимо любви, большую роль сыграла сила воли: египтология — это годы изучения иностранных языков, отдельно – египетское иероглифическое письмо, море научной литературы, археологический опыт и, самое главное, опыт работы с подлинными древнеегипетскими памятниками, который бесценен. Опыт научной работы, первые монографии и исследования, археологический опыт приходят позже и, очень важно, чтобы они не «заслонили» тот изначальный импульс, с которого начался путь к Египту, и чтобы хватило характера добиваться своих целей в не особенно дружественной среде российской египтологии. У меня получилось, все годы я помню то самое первое прикосновение к невероятному.
Вы много времени провели в Египте. Ощущаются ли отголоски великой древности, божественного, на берегах Нила?
Мы слишком часто пытаемся измерять все, что связано с божественном, человеческими мерками. Это неправильно. Древние египтяне считали, что человеческое сознание слишком мало, чтобы вместить в себя даже поверхностное понимание вселенной и тех сил, что ей управляют. У меня есть большой опыт общения не просто с колоссальным наследием одной из древнейших цивилизаций на планете, но и достаточно глубокое погружение в мир мысли, ценностей, чаяний древних египтян. Это, безусловно, трансформирует личность исследователя, делает человека глубже, заставляет понять, что многие вещи в древности понимали глубже, многомернее. Для египтян все божественное – бессмертно, оно развивается, подчиняясь циклам бесконечности – времени этого мира – и вечности – времени мира иного, а затем обновляется, попирая время и смерть. Ощущение священного в Египте очень сильно, особенно, когда вы находитесь вдалеке от туристских троп и можете читать надписи на стенах святилища, внутри которого стоите. Люди редко задумываются, что сегодня мы зачастую можем зайти в ту святыню, в которую при фараонах могли зайти единицы, можем прочитать тот текст, который намеренно скрывали от профанных взглядов. Это поразительные ощущения, но и огромная ответственность.
Кто Ваш любимый бог в египетском пантеоне? Есть ли самый любимый миф?
Я много лет интересуюсь египетскими формами культа богини-матери, публиковал множество уникальных свидетельств культа – от авторских переводов невероятных по своей красоте гимнов, до описаний святилищ и ритуалов. Это и милостивые ее формы и гневные. Милостивые: Исида – великое воплощение женственности и материнства, Хатхор – «золотая» богиня любви, Нут – богиня неба, мать всех звезд и высших божеств, Нейт – предвечный андрогин, одна из самых сложных для современного понимания богинь Египта. Гневные: Сехмет – львиноголовая богиня воздаяния, судьбы, войны, повелительница неизлечимых болезней и, одновременно, великая госпожа медицины, Иарет – огненная кобра, дочь Солнца и защитница границ сакрального и профанного, Мут – великая мать и, одновременно, госпожа огненных печей, где сжигали ритуальных преступников и символические изображения врагов Египта. Это несколько ликов из множества, посредством которых Египет говорил о великой богине с глубочайшей древности, еще с IV тысячелетия до н.э. О гневных богинях Египта будет одна из моих новых книг. Еще одно божество, образ которого мне очень интересен и близок, – это Хонсу – великий бог Луны, сын Амона и Мут в Фивах, бог-экзорцист и целитель, повелитель духов и непостижимых существ, известный своим оракулом. Он – интереснейший бог, в образе которого соединены высшая милость и, одновременно, яростное воздаяние. Лунные божества – а в Египте это всегда боги, а не богини, – мне всегда были очень интересны.
Интерес к религии Древнего Египта никогда не иссякал, но сейчас он, как будто, особенно силен. Как Вам кажется, есть ли в этом какой-то смысл?
Интерес к египетской религии всегда был очень большим, другое дело, что в поисках ответов на свои вопросы люди часто натыкаются на псевдоегипетский суррогат, чьи-то мистические измышления, выдаваемые за подлинник, которые очень часто очень далеки от настоящих древних текстов и идей. Это очень печально и с этим приходится, в меру сил бороться. Еще одна большая проблема, характерная именно для России — это нехватка информации, так как все основные исследования публикуются на европейских языках, а на русском выходит мизерное количество книг, лишь незначительная часть которых – квалифицированно написана или переведена. Человеку, который хочет прикоснуться к религиозному миру древних египтян, надо пробиться сквозь тонны плевел, чтобы найти настоящие зерна. Я стараюсь, в меру сил, читая огромное количество лекций, создать в русскоязычном пространстве базу с хотя бы минимальными знаниями, основанными на подлинных источниках, текстах, древних памятниках. С другой стороны, ничто серьезное не может просто так лежать на поверхности, все настоящее добывается с трудом. Конечно же, человек больше склонен к духовному поиску в эпохи смут, междоусобиц, эпидемий. Он ищет ответы на многие вопросы, которые, на мой взгляд, не в состоянии дать ни современная культура, ни современные формы религии. В конце концов, еще в середине III тысячелетия до н.э. египетский мудрец Птаххотеп советовал: «помести бога в сердце свое» и славил личный диалог с божественным, в котором человеку не нужны посредники, превыше всего.
О Древнем Египте мы привыкли думать в контексте большой мифологии и великих богов. Но есть ли сказки Древнего Египта? Что мы знаем о малых духах Древнего Египта?
Отнюдь, информации о «малых» божествах, духах, демонах обоего пола в египетских текстах очень много. Другое дело, что, в основном, это многочисленные магические тексты, огромный свод заупокойных текстов и другие источники, доступные, в основном, специалистам. Наверное, самый популярный египетский бог из этой области — это Бэс. Бэс – божественный карлик, вмещающий в себя множество собственных подобий, хранитель дома и, особенно, спальни, всесильный маг, господин чадородия и покровитель сексуальности, покровитель пляски и танца, защитник детей, борец с кошмарами ночи. Его можно условно сравнить со славянским домовым, но с поправкой на то, что Бэс – куда более могущественен в египетской религиозной парадигме, связан с величайшими оракулами. Египетская государственная, храмовая и бытовая магия отличалась лишь приемами и, в этом плане, в текстах охраны святилища и в заклинании об охране дома фигурируют одни и те же принципы и одни и те же божества. Есть множество текстов, рассказывающих о малых духах и демонах – начиная от демоницы родильной горячки, приходящей к колыбели с лицом, повернутым назад, чтобы ее не узнала мать младенца и до демонов болезней, которые принимают облик огненных стрел или веревки для удушения. Образность здесь поразительная: демон Сехакек, например, это злой чернокожий ребенок с локоном волос. Вызывает мигрени, панику, ночные кошмары. Он слепой, поэтому жертву ищет по запаху. В анусе у него язык, которым он собирает нечистоты, трансформируя их в ужас.
Однако, это все-таки персонажи магических текстов, а не сказок. Сказки Египта – их сохранилось много – это, в основном, волшебные предания, которые, например, уставшему, скучающему фараону Хуфу рассказывают его сыновья. Это огромный мир, в котором есть место волшебникам, магическим фигуркам, островам-призракам, обреченному на смерть царевичу, роковой красавице-убийце и моряку, потерпевшему кораблекрушение. Лишь часть египетских сказок переведена на русский язык. В большинстве случаев – у них счастливый конец и, конечно же, мораль, которая соответствует египетскому понятию о Маат – миропорядке, справедливости, балансе сил во вселенной, которая, представая еще и в облике богини, противостоит Исефет – лжи, коварству, искажению, подлости.
Кто в мировоззрении Древнего Египта является проводником/пограничником для героев, способствует или препятствует прохождению инициации? Сохранились ли знания об инициациях Древнего Египта?
Проводник в египетской мифологии — это, конечно же, Анубис – бог с головой шакала, очень популярный и в современной культуре, несмотря на все искажения и демонизацию его образа. Он – не просто проводник умершего в Дуат – иной мир и изобретатель мумификации, но и великий жрец-маг, который позволяет сущности человека сохранить свою целостность и, преодолев переправу через воды смерти, обрести новый берег вечной жизни. Во время погребения жрец, надевающий маску Анубиса, носит титул хери сешета – «Тот, кто над тайной» и, производя над мумией массу манипуляций, входящих в ритуал «Отверзания уст и очей», возвращает умершему возможность видеть, осязать, передвигаться и следовать по своему Пути. Он ведет умершего за руку сквозь все препятствия, чтобы тот был оправдан на загробном суде и получил титул маа херу – «правогласный». Конечно, были и прижизненные инициации, например, когда мальчики достигали половозрелого возраста или когда жрец или жрица входили в основной клир храма. Существовали сложные, многоэтапные практики, которые позволяли понять, принимает божество нового жреца или нет. Это «приятие» в отдельных случаях выражалось в том, готово ли божество в момент ритуала войти в должным способом подготовленное тело жреца или жрицы.
Были ли в Древнем Египте сказочники, сказители, те кто сказывали мифы? Как называли этих людей? У кельтов, например, это были барды и их песни, которые при обучении заучивались наизусть и потом сказывались при подходящей ситуации. Известно ли о чем-то подобном в Древнем Египте?
Мы очень плохо знаем народную культуру Древнего Египта, потому что, по понятным причинам, она практически никогда не становилась частью письменного наследия. Отголоски, однако, все же есть: так в районе современного Меира, в Среднем Египте, в местном очень знаменитом храме богини Хатхор жили семь старых жриц, которых называли рехет – «ведунья». Они обслуживали оракул богини и были известными сказительницами. Сказки и легенды о богах рассказывали, причем нараспев, как поэтические произведения, старые сказители около храмов и на базаре – упоминания об этом сохранились. Порой на пир приглашали арфиста, всегда мужчину, который под звук струн арфы нараспев исполнял различные поэтические произведения, например рассуждения о жизни, о силе иного мира о судьбе человека и недолгой земной радости. Сказки любили рассказывать дома, в кругу семьи, причем особенно любили, конечно же волшебные. Придворные писцы часто брали домой со службы старые папирусы, на которых были уже ненужные административные тексты, смывали их и записывали для себя сказки, лирические произведения и поэмы. Чистый папирус был чрезвычайно дорогим материалом. Порой собирали большие библиотеки, некоторые из которых дошли до нашего времени.
Сейчас популярно нарекать себя всякими жрицами и жрецами, находить в себе архетипы богов и богинь, отождествляться с ними. Расскажите, пожалуйста, что Вам известно о настоящей жизни жрецов и жриц, и древнеегипетского жречества в целом?
Это печальное явление: в Москве есть пример, когда косноязычная женщина с образованием художник-керамист, абсолютно невежественная в том, что связано с Древним Египтом, изображает из себя «жрицу», а порой даже «воплощение богини Хатхор», выдумывает «подлинную музыку» Древнего Египта, проводит инициации, совершенно не зная египетского языка и не обладая даже минимальными знаниями о египетской религии. Однако, это хорошо продается и шарлатаны, к сожалению, процветают на чужом невежестве. Она даже готова вывезти всех желающих в «инициатическую поездку» в Египет, судя по массовой рекламе. Впрочем – каждому воздается по его знаниям и способностям мыслить критически.
Рассказать, даже кратко о жречестве в Египте в рамках интервью невозможно: это огромная тема. Существовали жреческие школы со специализацией в медицине, астрономии, искусстве. Жрецы и жрицы обучались раздельно, в обучении женщин огромную роль играли музыка, пение, ритуальные танцы. Центром обучения и вообще жизни жрецов при каждом храме был Пер анх – «Дом жизни» - прототип университета, скрипторий, хранилище священных текстов и, одновременно, место притяжения лучших умов провинции. Именно «Дома жизни» были основой египетской культуры и традиции преемственности священного знания.
Родиной алхимии принято считать Древний Египет. Бог Тот и Гермес Трисмегист, изумрудная скрижаль, Мария Коптская – быть может Вы готовы рассказать немного об этом? Мастерство и ремесло – как они связаны в рождении алхимии? Возможно, Вы встречали что-то особенное, связанное с изысканиями древних алхимиков, во время вашей работы в Египте?
Древнее самоназвание Египта – Кемет – «черная земля». Арабское «Аль-Кемийя» — это «Египетская» наука. Когда в 7 веке новой эры арабы пришли в Египет, то застали в южных провинциях страны какое-то количество небольших общин все еще исповедовавших древнюю религию, несмотря на то, что христианство пришло в Египет очень кроваво: в раннехристианских источниках с гордостью повествуется о сожжённых библиотеках, убитых на пороге храма жрецов разных категорий, о последних храмах, которые адепты новой религии брали приступом. Но все же некоторым жрецам и жрицам удалось выжить. Так, в верхнеегипетском городе Ахмиме, одном и последних центров существования живой египетской традиции, был «круг сестры Теосебии» - жрицы, которая хранила традицию. Именно в контактах с такими очагами древней культуры происходила неожиданная передача знания. Все самые знаменитые раннесредневековые египетские алхимики, включая выдающегося Дху аль-Нуна, - выходцы из Ахмима, воспринявшие многие отголоски Древнего Египта. Увы это была уже сильно искаженная традиция и у нас есть множество примеров, когда в это время высеченный на камне древний текст с именами царя и его титулами выдавали, не зная древнего языка и пытаясь трактовать иероглифы символически, за некое тайное знание. Даже в ранних алхимических трактатах уже очень сильно искажены поразительные принципы бессмертия, символизм «камня» и «золота», которые мы знаем по поздним, но все еще египетским текстам типа «Второй Книги дыхания». Древняя традиция была много глубже и сложнее любых более поздних ее интерпретаций. Тексты египетских алхимиков переводились с арабского в Венеции в начале эпохи возрождения и они, как это не удивительно, таким путем стали частью некоторых мистических течений в Европе того времени.
Европейский Герметизм и культ египетского бога Тота, несмотря на доказанную преемственность, – очень разные явления. Так, существует догерметическая «Книга Тота», свитки с которой были обнаружены в собрании Египетского музея в Берлине в самом конце 1990-х годов. Это потрясающее произведение диалог Тота и человека по имени Мер-рех – «Любящий знание». Человек нетерпелив, бог милосерден и в итоге строки на папирусе сохранили потрясающий рассказ о концепции священного знания о том, что оно бесконечно, об опасности преступного желания завладеть знанием, не имея на это разрешения свыше. Тот учит человека терпению, пониманию того, что каждой ступени его развития соответствует определенное посвящение, говорит о знании как о молоке бессмертия, которое истекает из груди гневной богини. Ее гнев должен отпугнуть от сути всего сущего того, кто не готов к постижению Истины. Этот поразительный текст, на мой взгляд, значительно превосходит по своей глубине и символизму более поздние тексты герметического цикла. О священном знании и воле бога, говорит, кстати и самый поразительный цикл египетских волшебных сказок – «Сказания о Сатни», в которых царский сын Сатни-Хаэмуас – маг, мудрец и порой очень земной человек, - пытается постичь суть вселенной, попадая при этом в нравоучительные, а порой и незавидные ситуации, когда нарушает волю богов.
У египтян было сложное видение души. Расскажите, пожалуйста, немного о нем.
Египетские представления о человеке очень многомерны и сложны. Если вкратце, то человек состоит из девяти сущностей. Среди них Хат – «тело» и Сах – «мумия», близкий к европейскому пониманию души Ба – птица с человеческой головой, воплощающая личность и эмоциональную сферу человека, а также его сексуальность. Ка – «жизненная сила» или «двойник» — это та сила рода, которая передается от отца к сыну и при этом после смерти человека остается существовать в его гробнице и в любых его изображениях. Рен – «имя» – тайная суть человека и основа культурной памяти о нем. Иб – «сердце», по египетским представлениям, сосуд, наполненный деяниями и эмоциями, который будет взвешен на загробном суде. Шуит – «тень» – часть сущности, связывающая человека с солнечным творцом, и Сехем – «Мощь» – воля человека его сила самовыражения и способность к осознанному выбору. И, наконец, Ах – испускающая свет божественная часть человеческой сущности неуничтожимая в своем бессмертии, то, к трансформации во что должен прийти праведный человек после всех посмертных трансформаций. Об этих частях сущности человека говорят огромные своды заупокойных текстов, начиная от «Текстов пирамид» - древнейшего комплекса религиозных текстов в истории человечества, которые были записаны в 24 в. до н.э., и до всем знакомой «Книги мертвых», которая на самом деле называлась «Речение выхода в День». Это очень большой и сложный для восприятия неподготовленным человеком пласт древних знаний, прежде всего потому, что многие египетские важнейшие понятия не имеют аналогов в европейском мировоззрении и, условно переводя, например, Ба, как «душа», мы сильно усекаем изначальные пласты смысла египетского понятия, не говоря уже о том, что структура сущности мужчины и женщины различна...
А как относились к снам? Работали со снами?
От Древнего Египта осталось очень много информации о том, как они понимали пространство сна. Сохранились и сонники, причем мужские и женские сонники – это совершенно различные тексты. Древнейший почти полностью сохранившийся сонник, хранящийся в наши дни в Британском музее в Лондоне – был записан в 13 в. до н.э. по заказу царского писца и мага Кенхерхепешефа и это поразительный по глубине и символизму текст, значительную часть которого я публиковал в авторском переводе в 2006 году. Пространство сна — это бесконечный океан, в котором сновидец, когда его тело засыпает, но просыпается его внутреннее «я», может общаться с богами, духами, предками или теми, кто отдален от него географически. Пространство сна используется для исцелений и для порчи, оно – возможность безграничного и безбрежного контакта с миром иным, который египтяне очень активно использовали, например, чтобы вступить в контакт с горячо любимым, но умершим родственником. Было понимание пассивного и активного сна. В случае активного сна, жрец со специальной подготовкой оставался на ночь в погребальной камере гробницы, куда уже положили мумию и предметы погребального инвентаря, погружался в нечто, подобное трансу и сначала видел пришедших в гробницу за жертвоприношениями духов умерших а потом помогал растерявшейся сущности недавно умершего человека – владельца гробницы, преодолеть первые, самые сложные пороги посмертного состояния и направлял его по верному пути в иной мир. Все это есть в чудом дошедших до нашего времени единичных текстах, притом, что это было постоянной практикой некрополя. Ну и не забываем об опасности – из сна на сновидца может посмотреть инфернальное «Око ужаса», которое способно принести порчу, а кошмары ночи, как и у нас, в египетских текстах «обрушиваются», «наваливаются» и «мешают дышать». Через сон в сознание могут проникнуть и мут – проклятые, заплутавшие в лабиринтах иномирья умершие, призраки, вампиры, все те, кому нужна жизненная сила живого человека. Как и все, что связано с границей много мира, сны – этот то пространство, где требуются сноровка, знания, магические способности, а порой и опытный проводник.
Благодарим за подготовку интервью Надежду Сурину
© Виктор Солкин
© Издательский дом «Сказка и миф»
Yorumlar