top of page

Восток Ильи Остроухова

  • Фото автора: victorsolkin
    victorsolkin
  • 6 дней назад
  • 3 мин. чтения

История Ильи Семёновича Остроухова (1858-1929) – замечательного московского художника, коллекционера, музыканта и просветителя – пришлась на самые тяжелые годы двух русских революций, войн – первой мировой и гражданской. Непостижимо трудный рубеж эпох для всего, что связано с культурой.


ree

Он происходил из известной купеческой семьи и очень сильно увеличил свое состояние, женившись на наследнице чайной империи Петра Боткина – Надежде. Вдохновившись работами В.Д. Поленова, брал уроки у И.Е. Репина, постепенно полностью погрузившись в художественную жизнь Москвы и Петербурга. Остроухов часто бывал у Мамонтовых в «Абрамцеве», создавал для их домашнего театра декорации к «Снегурочке» и «Кармен», в чем имел большой успех. Дальше продолжил работать, в основном, в жанре пейзажа, стал одним из попечителей Галереи П.М. Третьякова, с которым близко дружил многие годы. В 1900 году И.С. Остроухов был избран руководителем Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, по окончанию которой его наградили орденом Почетного легиона.


Имея средства, Илья Семёнович активно собирал русское и западное искусство, иконопись, а также искусство Востока. Все эти сокровища не просто появлялись в ставшем родовым особняке в Трубниковском переулке, но легли в основу частного музея, который был доступен всем желающим. Живописное собрание, а также коллекции графики, декоративно-прикладного искусства были размещены в залах на первом этаже, уникальное собрание икон – на втором. В библиотеке, считавшейся одной из лучших в Москве, было более 12000 томов. Илья Семёнович справедливо считал библиотеку особенным сокровищем и допускал к своему книжному собранию немногих. Экслибрис владельца был создан В.М. Васнецовым. Хозяин дома был превосходным музыкантом, особенно любил произведения Баха и Бетховена.

ree

В 1918 году музей был национализирован. Илью Семёновича назначили пожизненно хранителем собрания, что хоть как-то скрасило ему эти тяжелые годы. Тучи сгущались: сначала «шариковы» и «швондеры» уплотнили Остроуховых, потом лишили его прав, как «бывшего домовладельца и совладельца чайной торговли». В 1929 году почти потерявший на нервной почве зрение и тяжело болеющий Остроухов скончался и был похоронен на Даниловском кладбище. Уже через месяц его детище – «Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова» ликвидировали и, разрушив целостное собрание, передали его части в ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей Востока, Музей керамики в Кусково и другие госсобрания. ГМИИ получил 18 древнеегипетских предметов из 21 (судьба трех неизвестна); 147 предметов искусства Азии получил Музей Востока, из них 34 предмета были переданы позже в другие музеи СССР; музей в Кусково получил 83 предмета, причем «согласно описи, в Музей керамики были переданы произведения китайских и японских мастеров, античная керамика, итальянская майолика, русский и европейски фарфор, античное стекло и ящик с 34 китайскими флаконами. К сожалению, из перечисленного сохранилась часть флаконов и фрагменты восточных изразцов».

ree

ree
ree
ree

Вдова Ильи Семёновича, лишенная крова и изгнанная из собственного дома, доживала свои дни в нищете в одном из московских подвалов.


Чудесная выставка «Илья Остроухов. Взгляд на Восток» хотя бы на время вернула в родные стены часть восточного собрания, которым Илья Семёнович очень гордился.

ree

Среди произведений искусства Древнего Египта, Китая, Тибета, Японии много интересных и очень ценных памятников. В египетской коллекции Остроухова не было произведений первой величины, однако Египет очень притягивал его. Страсть порой порождала ошибки – один из главных его памятников, связанных с Египтом, – погребальная маска с позолоченным лицом, увы, была подделкой конца XIX столетия. «Rollin & Feuardent – там промучился час, если не больше, - пишет Остроухов. – И в конце концов, эта голова, о которой мечтал и думал все время в Биаррице, передо мной. Золотой лик в натуру, обрамленный темной египетской прической! Ах, что за чудо!» И, тем не менее, образцы скульптуры, статуэтки божеств, фрагменты рельефов очень любопытны и заслуживают внимания. Описывал египетскую коллекцию Ильи Семёновича сам Б.А. Тураев, допустивший, однако, при атрибуции ряд значительных ошибок в датировках. Увы, почти все эти произведения хранятся сейчас в ГМИИ в запасниках, а потому увидеть их на специальной выставке – значительная редкость.

ree
ree
ree

Замечательные произведения металлической скульптуры Японии, Китая и Тибета, японские лаки, прекрасная коллекция миниатюрных китайских флаконов для нюхательного табака, лаковые японские панели и пейзажные работы, написанные по стриженному бархату (!) – все эти сокровища неповторимо хороши, создают впечатление романтического путешествия в «страну Востока» и дополнены в отличной экспозиции несколькими крупными китайскими предметами из коллекции А.Н. Толстого.

ree
ree
ree

ree

ree

ree

ree

ree

ree

ree

ree

Особенно интересно, разглядывая эти и другие восточные памятники, потом обратиться к историческим фотографиям, где сам владелец запечатлен сидящим в роскошных интерьерах своего музея именно в той его части, где экспонировался Восток.


Выставка открыта до 16 ноября 2025 г.

Трубниковский пер., д. 17. Куратор – Марина Краснова. Браво!


Увы, у чудесного проекта почти совершенно нет рекламы, залы почти пусты. Однако это даст вам возможность спокойно и без суеты познакомиться с этой удивительной коллекцией в родных стенах и поразмышлять о той колоссальной несправедливости, с которой столкнулись выдающиеся деятели русской культуры в страшные постреволюционные годы XX века.


(с) Виктор Солкин

 
 
 

Комментарии


© 2000-2025 Victor Solkin

bottom of page