top of page

ПРОЕКТЫ

Наследие Олега Берлева

Для меня большая честь быть хранителем и владельцем наследия выдающегося отечественного египтолога Олега Дмитриевича Берлева (1933-2000). В настоящее время более шести тысяч единиц хранения - книги, документы, фотографии, произведения искусства, принадлежавшие О.Д. Берлеву и его супруге А.И. Еланской, являются ядром Мемориального фонда "Духовное наследие Древнего Востока", который принадлежит мне на правах собственности.

 

Человек удивительной культуры, Олег Дмитриевич родился в семье инженера в Пятигорске и рано столкнулся с жизненными испытаниями: отца расстреляли, как «врага народа». В детском доме он встретил Аллу Ивановну Еланскую (1926-2005), также дочь расстрелянного отца, которая стала его спутницей на всю жизнь.

К счастью, О.Д. Берлеву повезло: он смог вырваться в Ленинград и стать референтом всесильного мэтра советского востоковедения В.В. Струве, который, по сути, дал молодому ученому путевку в жизнь. Наследие Олега Дмитриевича очень велико: это и фундаментальные труды по общественной истории Древнего Египта эпохи Среднего царства, и отдельные работы по царям и божествам Египта и, конечно, обширный труд по изданию египетских памятников из музеев СССР, прежде всего, из ГМИИ им. А.С. Пушкина, где египетскую коллекцию многие годы хранила подруга Берлева и Еланской – С.И. Ходжаш. Возможность прикоснуться к бесценным подлинным памятникам из коллекций музеев заменила Берлеву Египет. Попасть на берега Нила ему удалось лишь однажды, на неделю, за два года до кончины.

Олег Дмитриевич был исключительно талантливым, ярким и порядочным человеком. Это не нравилось многим посредственным коллегам по «цеху». В итоге, после нескольких лет травли, он уединился дома, в маленькой квартире неподалеку от станции метро «Удельная», где супруга создала для него «египетский мир» - с рисунками, фотографиями храмов и гробниц, немногими подлинными памятниками, слепками любимых вещей из Эрмитажа и, конечно, ящиками с тысячами карточек словаря для перевода текстов.

Мне посчастливилось побывать в гостях у этой удивительной пары еще студентом, в 1998 году, благодаря рекомендации моего учителя С.И. Ходжаш.

Детей у них не было и после смерти Аллы Ивановны, которая просто «сгорела» после кончины горячо любимого мужа, наследником ученых стал их издатель – Н.И. Герасимов. Следуя завещанию Аллы Ивановны, которая просила найти для книг и рукописей достойные руки и ни в коем случае не передавать их в РАН, где Олегу Дмитриевичу было порой так невыносимо тяжело, он передал мне уникальную коллекцию и права на наследие О.Д. Берлева, которые я приобрел при поддержке меценатов Вадима Беляева и Екатерины Хориковой.

В 2012-2022 гг. эти удивительные книги, документы и рукописи находились на ответственном хранении в московской Библиотеке имени М.А. Волошина, активно экспонировались на временных выставках. Я с гордостью делюсь этими сокровищами с теми, кому интересен мир Древнего Востока, так, как завещали О.Д. Берлев и А.И. Еланская, с благодарностью вспоминая их имена.

Виктор Солкин. "Там, где его нет". К 90-летию Олега Дмитриевича Берлева. Публикация victorsolkin.ru от 20 февраля 2023 г.

Выставки

22-Sent-30-Oct-2020__700x1000__Egupt_photos.jpg
GELIKON AFISHA.jpg
piter-tutankhamun-afisha.jpg
x02__3-12-Dec-2019__700x1000__Vist-1.jpg
exhib2023.jpg

  • Рамсес Великий. Фотопроект Сергея Куприянова и Виктора Солкина. Библиотека имени М.А. Волошина, Москва, 2021. - Соавтор концепции, куратор выставки.

  • У подножия Вечности. Образы Египта в графике и филокартии конца XIX- начала XX вв. Выставочный комплекс Библиотеки книжной графики ЦБС г. Санкт-Петербурга, 2021. - Автор концепции, куратор выставки.

  • У подножия Вечности. Образы Египта в графике и филокартии конца XIX- начала XX вв. Библиотека имени М.А. Волошина, Москва, 2020. - Автор концепции, куратор выставки.

  • Египет далёкий и близкий. Восточное путешествие Ивана Билибина. Фотовыставка. Ивангородский художественный музей, Ивангород, 2020. - Научный консультант.

  • Бэс. Хранитель счастья. Проект Павла Мунтиева.  Библиотека имени М.А. Волошина, Москва. 2019-2020. - Автор концепции, куратор выставки.

  • Безымянная красота. Выставка одного памятника (египетская погребальная маска девушки II в. до н.э.) из собрания Юрия Макаренко. Библиотека имени М.А. Волошина, Москва. 2019-2020. - Автор концепции, куратор выставки.

  • Восточная мечта Елены Образцовой. Искусство стран Востока из личного собраняи великой русской певицы. Библиотека имени М.А. Волошина, Москва, 2019-2020. - Соавтор концепции, принимающий хранитель выставки.

  • Загадка Тутанхамона. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2018 г. - Куратор, научный руководитель проекта.

  • Кошкин Дом, или Большая КотоВасия.  Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля – филиал Дом И.С. Остроухова, Москва. 2017 г. – Научный консультант египетского раздела выставки.

  • Великие шедевры страны пирамид. Фотовыставка. Библиотека имени М.А. Волошина, Москва. 2015 г. – Соавтор концепции (совместно с С.А. Куприяновым), куратор выставки.

  • К берегам священным Нила. Русские путешественники, художники, ученые и литераторы о Стране Пирамид. Книги. Документы. Объекты. Библиотека имени М.А. Волошина, Москва. 2014 г. – Соавтор концепции (совместно с С.А. Куприяновым), куратор выставки.

  • «Писец, изысканный сердцем…» In Memoriam Олег Дмитриевич Берлев (1933-2000). Документы. Книги. Объекты. Библиотека имени М.А. Волошина, Москва. 2014 г. – Автор концепции, куратор выставки.

  • Иероглиф бесконечности. Образ, время и знание в Древнем Египте. Библиотека имени М.А. Волошина, Москва. 2013 г. - Автор концепции, куратор выставки.

  • На пути в Египет. Фотовыставка. Дом журналиста, Москва. 1999 г. - Автор, куратор выставки.

  • В поисках вечности: российская египтология на рубеже тысячелетий. Фотовыставка. Дом дружбы народов, Москва. 1998 г. - Соавтор концепции (совместно с Д.К. Бернштейном, Т.А. Шерковой), продюсер выставки.

  • Искусство Древнего Египта. Экспозиция двух залов Учебно-художественного музея им. И.В. Цветаева. Филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина в РГГУ, Москва. 1997 г. - Соавтор концепции (совместно с С.И. Ходжаш, И.В. Бакановой Д.К. Бернштейном), автор этикетажа проекта.

  • Телль Ибрагим Авад: путешествие в “Поля Тростника”, или неизвестные страницы истории Египта. Фотовыставка. Президиум РАН, Москва. 1997 г. - Соавтор концепции (совместно с Д.К. Бернштейном, Т.А. Шерковой), продюсер выставки.

podarok7a.jpg
v4.JPG
v3.jpg
ga555.jpg
ersh.jpg

"Вечный Египет" в Воронеже

vv3.jpg
vv2.jpg

В собрании Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского хранится  старейшая египетская коллекция России, которой в 2015 году исполнилось 200 лет.​

Истоки этого собрания восходят к личности Отто Фридриха фон Рихтера, уроженца российского города Юрьева (ныне – Тарту, Эстония). Просвещенный интеллектуал, получивший блестящее образование в Москве и Вене, он мечтал о путешествии на Восток, где искал новые идеи и ощущения, которые могли бы оживить, по его мнению, закостенелость и скуку Европы. С апреля по август 1815 года Рихтер путешествовал по берегам Нила, получив личную поддержку хедива Мухаммеда Али – всесильного правителя Египта.

Итогом путешествия (помимо записок, дневников, зарисовок) стала превосходная коллекция древностей, в которой был ряд вещей национальной значимости, в частности, – великолепный расписной саркофаг архитектора и царского писца Несипахерентахата, жившего в XI-X веках до н.э.

К сожалению, путешественник умер совсем молодым во время странствия по Турции. Однако перед кончиной он успел отправить коллекцию и библиотеку отцу, который позже передал ее в ведение системы российских университетов. Дар высоко оценил император Александр I, признав, что полученная коллекция – одна из лучших не только в России, но и в Европе. В 1824 году египетские древности, приобретенные Рихтером, были дополнены подарками хедива Египта Аббаса Хильми императору Александру III. В университетском собрании появились великолепные памятники египетского заупокойного искусства, происходящие из фиванских гробниц и знаменитого тайника с телами фиванских жрецов и жриц (Баб эль-Газус). В связи с наступлением линии фронта в 1915 году собрание древностей вместе с другим имуществом Юрьевского университета было эвакуировано в центральную Россию и, в итоге, стало гордостью воронежского музея.

По приглашению дирекции ВОХМ им. И.Н. Крамского я стал научным руководителем рабочей группы, результатом труда которой стала новая экспозиция египетского зала музея, приуроченная к  200-летию собрания. В группу вошли С.А. Куприянов, Е.И. Пшеницына, Л.А. Китаева, М.В. Быковский, О.А. Рябчикова, Н.Е. Бакина, А.А. Гизун, А.А. Плаксин, а также группа волонтеров из Москвы.

Мы заново пересмотрели все памятники, подняли из хранилищ то, что раньше никогда не видела публика, изучили эти произведения, подготовили новую, соответствующую современным стандартам экспозицию. Поразительно, что такое собрание не получило государственной поддержки. Все было реализовано на средства неравнодушных россиян, которые по моему призыву собрали необходимые суммы на современные витрины, новый дизайн зала, этикетаж, полноценный научный каталог коллекции.

Оператором проекта экспозиции, а также фестиваля "Вечный Египет", организованного в Воронеже при поддежке фонда М. Прохорова, стала Библиотека имени М.А. Волошина ЦБС ЦАО.

Помимо экспозиции подлинников, с октября 2015 по март 2016 года в музее была развернута выставка, рассказывающая о русском пути в Египет, о наших выдающихся соотечественниках  – путешественниках, ученых, коллекционерах. Коллекцию редких гравюр и книг, старейшая из которых была издана в Париже в 1719 году, для проекта предоставила "Волошинка".

Презентации первого официального каталога коллекции, в котором впервые на русском и английском языках были изданы памятники старейшей египетской коллекции в России, прошли в России, Египте и Италии.​

Образ Нефертити

В 2016 году под моим научным руководством был реализован уникальный проект по созданию факсимильной копии знаменитого скульптурного портрета царицы Нефертити в синем парике, который хранится в собрании Египетского музея в Берлине.

В основу проекта легли результаты трехмерного сканирования оригинала в Берлине. Затем уже в России была создана высокоточная отливка памятника. Замечательный художник Эдуард Агапов более трех месяцев работал над Нефертити, используя более 300 кадров макросъемки памятника для того, чтобы воссоздать облик, палитру, фактуры великого шедевра.

С декабря 2016 года до декабря 2022 года памятник, признанный в Европе лучшей известной копией оригинала, был частью постоянной экспозиции Зала Востока Библиотеки имени М.А. Волошина в Москве. Проект вызвал большой резонанс в прессе и значительный интерес в обществе, поскольку его результат не только великолепен, но и как нельзя лучше отражает идеи И.В. Цветаева о том что лицезрение точной копии делает произведение доступнее для ценителей и рождает желание любой ценой увидеть оригинал.

В качестве исключения в 2017 году в течение месяца "Образ Нефертити" гостил у наших постоянных партнеров - в ВОХМ им. И.Н. Крамского в Воронеже, где за это время его увидело более пяти тысяч посетителей музея. В 2018 году памятник стал важным элементом выставочно-образовательного проекта "Загадка Тутанхамона" в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость).

В 2022 году "Образ Нефертити" был центральным памятником выставки "Сокровище Нила" в московском театре "Гелиокон-опера", приуроченной к премьере оперы Дж. Верди "Аида". В настоящее время памятник хранится в частном собрании.

потапов-1.jpg

Несмотря на незавершенность, портрет царицы производит глубокое, незабываемое впечатление. Он весь полон дыханием жизни, и эта жизненность так сильна, что даже забывается отсутствие глаз. Поразительно было мастерство поистине гениального скульптора, создавшего эти веки, эту легчайшую моделировку щек, висков, чуть улыбающийся нежный рот с чудесными углублениями около губ. Чтобы оценить работу мастера, головку надо постепенно поворачивать, и только тогда удивительная тонкость уверенной моделировки становится ощутимой и выступают все новые и новые совершенства этого прелестного лица...

Милица Матье

Археология и реставрация

В начале профессиональной карьеры мне очень повезло принять участие в нескольких значимых проектах, связанных с археологическими исследованиями в Египте и сохранением культурного наследия древнеегипетской цивилизации.

Так, Ассоциация по изучению Древнего Египта "Маат" под моим руководством в 2002 году принимала участие в проекте реставрации сфинксов Аменхотепа III из храма в Ком эль-Хеттан, стоящих сейчас на Университетской набережной в Санкт-Петербурге. Проектом руководили замечательные петербургские реставраторы Альбина Доос и Станислав Щигорец, однако без полноценной египтологической экеспертизы он не смог бы состояться в полной мере. Уникальный опыт работы и результаты, в итоге, были изданы - коллективная двуязычная монография "Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы", в которой по моему приглашению также приняли участие выдающиеся зарубежные египтологи Р. Штадельманн, Х. Сурузян, Б. Брайан, увидела свет в 2005 году. Английскую версию монографии подготовила известный лингвист-переводчик и востоковед

Н.Е. Королёва.

По моей рекомендации российские специалисты в 2003-2006 гг. принимали участие в проекте археологического исследования и реставрации заупокойного храма Аменхотепа III в рамках работы "Европейской миссии по спасению "Колоссов Мемнона" и храма в Ком эль-Хеттан". Было отреставрировано множество уникальных произведений древнеегипетской скульптуры, в том числе, - головы колоссальных статуй Амехотепа III. По итогам проекта, который привлек большое внимание общественности и прессы, была организована фотовыставка "Забытая царица Египта", которая с огромным успехом состоялась в 2005 году в Москве, в Государственном Музее Востока.

Работа над выставками с участием подлинных произведений древнеегипетского искусства, по понятным причинам, часто связана с вопросами реставрации. Один из последних проектов такого рода - выставка "Кабинет диковин. Искусство древних цивилизаций и традиционных культур из российских частных собраний", открывшаяся в апреле 2018 года в Библиотеке имени М.А. Волошина ЦБС ЦАО в Москве. Для экспозиции по моей инициативе и под руководством известного российского реставратора В. Яковлева был законсервирован великолепный памятник - скульптурная модель с рельефным изображением головы жреца (IV в. до н.э.) из собрания А. Шумова. Памятник готовится к публикации.

bottom of page