Поиск
  • victorsolkin

Тайна мумификации из Копенгагена

Пост обновлен март 17

Египетский папирус из Копенгагена, недавно привлекший внимание датского египтолога Софи Шьёдт, проливает свет на важные аспекты бальзамирования. Это – древнейший известный нам учебник по мумификации.



Искусство бальзамирования было священным в Древнем Египте и было частью сакральной тайны: то, как шел процесс подготовки тела к встрече с вечностью жрецы особых категорий передавали из уст в уста и это тайное знание было привилегией избранных, несмотря на то, насколько развито было изготовление мумий людей и животных в Египте. Письменных свидетельств, посвященных этой практике, сохранилось совсем немного – всего два. В остальном, говоря о мумификации в Египте, ученые полагались на анализ самих тел и на слова Геродота – судя по всему, весьма неточные.


Находка справочника по мумификации тем больше изумила египтологов. Речь шла о папирусе, который, как считали раньше, содержал медицинский текст, связанный с лечением травами и проблемами кожи. Оказалось, что речь идет о куда более интересной практике. По словам Софи Шьёдт, описание техники бальзамирования, сохранившееся в папирусе, очень детальное и многих подробностей нет в тех двух свидетельствах, что были известны ранее. Текст построен, как напоминание жрецу. То есть ориентирован на профессионала, которому было важно не упустить некоторые детали процесса – например, ингредиенты бальзамировочного состава или правила использования пелен того или иного вида. Более простые эпизоды мумификации, например, высушивание тела в натроне, в тексте опущены. Особый интерес представляет тот фрагмент текста, в котором описан процесс бальзамирования лица умершего. Приводятся все необходимые ингредиенты – в основном, ароматические травы и растительные смолы, которые надо было измельчить и отварить до состояния однородного экстракта, которым пропитывали отрез красного льна. Затем эта ткань накладывалась на лицо умершего, чтобы создать поверх него антибактериальную защиту. Эта процедура повторялась каждые четыре дня. Несмотря на то, что об этой практике столь подробно мы узнали впервые, египтологи часто находили на лицах мумий того времени, к которому относится текст, ткань, пропитанную смолами. Это полностью подтверждает то, что приведенный в тексте рецепт был рабочей рекомендацией.


Весь семидесятидневный процесс работы по изготовлению мумии был также подчинен этапам, когда работы возобновлялись каждые четыре дня. Ароматические травы и жидкости заменялись новыми. Само действие было магическим ритуалам, когда жрецы персонифицировали собой богов, восстанавливающих целостность и нетленность тела, уподобленного телу бога Осириса.


Любопытно, что в Копенгагене хранится лишь часть папируса. Его вторая часть находится в коллекции Лувра. Обе части свитка, видимо, разорванного местными продавцами для получения большей прибыли, принадлежали разным коллекционерам. Часть текста на месте разрыва, увы, утеряна. По палеографическим данным. Речь идет о памятнике середина XV в. до н.э., общая длина которого превышала шесть метров.

На реверсе папируса сохранились тесты, посвященные храмовой травяной медицине и болезням кожи. В них детально описываются используемые растения, их части, а также ритуальная практика по умилостивлению бога луны Хонсу, который, как считалось, мог наслать кожные болезни.


Процесс бальзамирования, проходивший в специальном помещении в некрополе, длился 70 дней и был разделен на 2 части: 35 дней на высушивание тела и 35 дней на пеленание. На первом этапе тело очищали, вынимали внутренности и мозг, удаляли глаза. Обработка сухим натроном начиналась на четвертый день мумификации. Вторые 35 дней отдавались на обработку тела маслами и пеленание. Бальзамирование лица, которое описывает папирус Лувр-Карлсберг, относится именно к этому этапу сохранения тела умершего. Весь срок длиной в 70 дней, продолжительность которого была связана с аспектами культа Осириса, таким образом, делился на интервалы – каждый по 4 дня. Изготовление мумии завершали на 68 день, помещали в гроб и оставшиеся два дня отдавали специальным ритуальным практикам, призванным восстановить связь между мумией и тонкими частями сущности умершего человека.


Виктор Солкин по релизу heritagedaily.com

Просмотров: 67Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все