Готовя новую лекцию, по уши увяз в своем громадном архиве в поисках нужного ракурса главного зала гробницы вельможи Эйе в Амарне. Нашел то, что искал, но поймал себя на том, что уже добрый десяток минут разглядываю другие кадры из этой удивительной гробницы.
Часть колонн главного зала – не завершена, а на одной из стен чудом сохранились профили Эхнатона и Нефертити, награждающих золотом славы Эйе и его жену, Тии. Они же, преклонив колени и протянув руки в жесте молитвы, обращены ликами к свету, проникающему в гробницу через вход, а потому – к входящим. Над ними – почти бесконечные строки гимна Солнцу. Наверное, великая Милица Эдвиновна Матье, написавшая в конце 1950-х огромный том по искусству Древнего Египта и даже особую книгу о Нефертити, но в Египте никогда не бывавшая и не стоявшая в гробнице Эйе в Амарне, все бы отдала чтобы увидеть это и многое другое своими глазами. Каково это вообще – не иметь возможности лицезреть то, что любишь больше всего? И, наоборот: на конгрессе египтологов в Каире в 2000 году я, к своему неимоверному удивлению, узнал, что никто из моих тогдашних старших коллег из Центра египтологических исследований РАН не был в Абидосе. Начальнице - Г. Беловой - Египет уже тогда был во многом безразличен, она судорожно и алчно стремилась к деньгам и власти, а те, кто помладше, ждали, когда их «куда-нибудь свозят» и едва не просили это как милостыню. Как это: заниматься Древним Египтом и не побывать в Абидосе? Я, помнится, еще студентом, рванул в Абидос в апреле 1998 года, заработав деньги переводами с иностранных языков. Абидос тогда был еще закрыт для свободного посещения иностранцами, но я добыл министерское разрешение и все равно приехал и, зачарованный, один, не считая охраны, ходил по храму Сети I. Все свободные деньги тогда были потрачены в ларьке у храма на слайдовую пленку. Это вам не сейчас – тысячи цифровых кадров на телефон, это – другое время, когда каждый кадр на пленке был на вес золота. А еще деньги на проявку нужны…
И все же. Каково это? Мечтать всей душой и не иметь возможности увидеть, или иметь возможность, но не стремиться своими глазами постичь невероятное. Наказание рождением не в свое время и наказание глубинным невежеством. Когда у меня возникают в голове эти мысли, то я вновь и вновь радуюсь тому, что уволился из РАН двадцать четыре года тому назад, и что я родился в трудное, но полное возможностей время.
На фото: Амарна, южный некрополь. Интерьеры гробницы вельможи Эйе. 14 в. до н.э. (с) фото – Виктор Солкин
Comments