Расскажу вам одну мистическую историю )
Много лет назад, в середине 1990-х мне приснился большой и сложный сон. Мои сны – это вообще отдельный сюжет для романа, они яркие, информативные и часто запоминаются во всех подробностях. Сбываются они тоже очень часто, чем я порой порядком пугаю близких. Так вот, мне приснилось в египетском контексте удивительно красивое, величественное и, если так можно выразиться, неприступное женское лицо. Очень хорошо его запомнил.
В 1997 году, когда я впервые оказался в Луксорском музее египетского искусства, долго бродил по залам, наполненным поразительными памятниками! Этот музей посвящен шедеврам, найденным в древних Фивах, не забит толпами туристов и замечателен превосходной экспозицией. Часть вещей я хорошо знал по американскому каталогу 1978 года, который с вожделением несколько раз брал в «Ленинке».
![](https://static.wixstatic.com/media/ab5f91_9b49609fe3ca4fbb966c104ef39c1ae3~mv2.jpg/v1/fill/w_147,h_147,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/ab5f91_9b49609fe3ca4fbb966c104ef39c1ae3~mv2.jpg)
Пройдя почти весь музей, я вдруг увидел проход в зал, о котором ничего не знал: его наполненное светом пространство отличалось от погруженных в полумрак основных залов музея. Памятников этих – невероятных, превосходящих все ожидания – я никогда до этого не видел. Как оказалось, все эти шедевры скульптуры 15-7 вв. до н.э. были найдены в 1989 году, случайно, под полом Луксорского храма, когда шли работы по укреплению колоннад двора Аменхотепа III. Все эти статуи богов и царей были аккуратно спрятаны под полом храма накануне прихода христианства в Египет.
Пройдя весь зал со статуями, я повернул налево, в небольшой закуток. Там стояла удивительная, хотя и сильно поврежденная еще в древности скульптурная группа бога Амона и богини Мут эпохи Рамсеса Великого. Верхняя часть статуи бога не сохранилась, ее уничтожил, возможно, обрушившийся храмовый архитрав или какой-то другая архитектурная деталь, упавшая с высоты. Богиня, напротив, сохранилась великолепно – на фрагментах полупрозрачного алебастра даже кое-где сохранилась полихромная роспись. У нее было то самое лицо, которое я когда-то видел во сне.
К счастью, в Луксорском музее многие памятники не отделены от зрителя стеклом. Помню, я сел рядом на ступени и стал смотреть на Неё. Пару раз ко мне подходили смотрители поинтересоваться, все ли у меня хорошо, на что я отвечал, что лучше и представить невозможно!)
В те годы в ходу еще были слайды. Я срочно купил фотобилет. Подумал, что заодно надо бы поснимать и другие памятники в этом зале. В момент, когда я начал снимать лицо статуи богини Мут, в простенькой камере сломалась система перемотки пленки и все старания пошли насмарку. Весной 1998 года я был в Египте с телевизионной съемочной группой, в команде был оператор. Я попросил его отснять богиню. При проявке именно эту пленку слайдов… потеряли в фотолаборатории.
![](https://static.wixstatic.com/media/ab5f91_f090394ba62b41868934f073519e57bd~mv2.jpg/v1/fill/w_147,h_147,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/ab5f91_f090394ba62b41868934f073519e57bd~mv2.jpg)
![](https://static.wixstatic.com/media/ab5f91_0af1f5f28c4b44b88af538dee200947a~mv2.jpg/v1/fill/w_147,h_147,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/ab5f91_0af1f5f28c4b44b88af538dee200947a~mv2.jpg)
Осенью того же года, я вновь стоял перед Ней с взятой взаймы хорошей камерой и разрешением – на несколько лет съемки в Луксорском музее были разрешены только со спецдопуском министерства. Мысленно испросил другое, более важное разрешение. Отснял несколько пленок, прислушиваясь к пространству. Все, кажется, было хорошо. Уже уходя, сделал еще один, последний кадр, просто с рук. Когда пленки в Москве проявили, на них было много хороших снимков, хороших, но не тех, которые я хотел бы получить с точки зрения образа и наполненности кадра. И вдруг на том самом, последнем кадре я увидел невероятно четкое, идеально получившееся лицо богини Мут, которое пристально смотрело на меня и улыбалось. Отпечатки с этого кадра участвовали в нескольких фотовыставках и были опубликованы в книгах. Один отпечаток, конечно же, висит у меня дома.
![](https://static.wixstatic.com/media/ab5f91_bbed38f0f3324e658d60e3933db74962~mv2.jpg/v1/fill/w_149,h_149,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/ab5f91_bbed38f0f3324e658d60e3933db74962~mv2.jpg)
С тех пор, когда я бываю в любимом Луксоре, я обязательно иду в музей, постоять у очень особенного для меня образа богини. Всегда фотографирую, много и тщательно, улавливая каждый раз какие-то особенные ракурсы и игру теней и света на этом удивительном лике. Фотографии с тех пор всегда получаются, испытание на постоянство я явно прошел, но я уловил кое-что иное: рядом с Ней нет времени.