Чарльз Ланг Фрир (1854-1919) – известный промышленник и меценат из Детройта - заинтересовался памятниками восточного искусства в 1902 году, когда случайно приобрел у антиквара эффектные, покрытые глазурью парфянские сосуды и пару фаянсовых египетских статуэток. Вещи пришлись по душе, интерес к древностям рос и в 1906 году он предпринял свою первую поездку в Египет. Путешественника в те годы на Восток вели книги. Новые эффектные издания, ориентированные на состоятельного человека, жаждущего приключений, заставили задумать о поездке в экзотические страны многих европейцев и американцев.
Фрир был начитан, любил посещать музеи и, как вспоминали его друзья, с азартом рассказывал о том, как многие часы провел в египетских залах Британского музея и Лувра. «Я давно женат на бизнесе, страстно влюблен в искусство и не выношу детей и глупцов», - часто смеялся Фрир по свидетельству немногих близких друзей. Одиночество и достаток позволили ему не растратить средства на нужды потомства, а создать уникальное частное собрание восточного искусства, одно из лучших в США. Он был знаком со многими коллекционерами, которые приоткрывали перед ним двери тех комнат своих особняков, где хранились сокровища, известные немногим. Увиденное рождало страсть к приобретению древностей, которых в то время на рынке было очень много. Подогревали интерес коллекционеров и новости с берегов Нила, где почти каждый год совершались важные археологические открытия.
Путешествие Фрира началось в Детройте в ноябре 1906 года. Короткие остановки в Нью-Йорке и Филадельфии и вот - на роскошном океанском лайнере «Океания» он прибывает в Неаполь. Оттуда путь по морю вел в Александрию, куда Фрир прибыл 8 декабря 1906 года. Начались желанные два месяца путешествия по Египту. Катакомбы Ком эш-Шукафа и т.н. «колонна Помпея» не вызвали у него особого восторга: хотелось поскорее увидеть что-то более древнее и впечатляющее.
Центром притяжения европейской публики в Каире был «Шеферд’с» - роскошный отель, построенный в ориентальном стиле в 1850-х и быстро ставший легендой. Поразительно красивое здание располагалось у садов Эзбекия, в центре каирского квартала для европейцев. Отель был местом притяжения для богачей, людей искусства, шпионов и, конечно же, антикваров, многие магазины которых были открыты неподалеку. Сделки обсуждались в «Шеферд’с», тенистые сады, теннисные корты, знаменитая терраса с живой музыкой и рестораны которого располагали к полезным знакомствам, неспешному торгу и обсуждению новых покупок. Разрыв между роскошью этой европейской резервации и расположенных неподалеку бедных кварталов был столь велик, что отель первым сожгли в 1952 году во время первой египетской революции.
Для Фрира, между тем, наступили золотые дни. Он посещает известных художников, обосновавшихся в Каире, антикваров и коллекционеров. Среди них были такие звезды своего дела, как Даниэль-Мари Фуке (1850-1914) и проф. Колин Кэмбелл (1848-1931), который многие годы провел в Египте и помог многим собрать их коллекции. У Фрира быстро сложились приятельские отношения и с Гастоном Мижоном (1861-1950), знатоком исламского искусства, который с 1902 года был куратором Лувра. Сквозь строки записок Фрира сквозит неподдельный восторг от посещения музеев и археологических памятников, Египетского музея, открывшегося в 1902 году, Национальной библиотеки Египта Национального музея Арабского искусства в Баб эль-Хальк. Специальные поездки были организованы в Гелиополь, к пирамидам Гизы и Саккары, к колоссам Мемфиса.
Итогом этого путешествия стали не только замечательная коллекция древнеегипетских памятников, но и уникальный фотоархив, которые Фрир привез в США. Египет он посетил еще дважды – в 1908 и 1909 гг. В последнюю поездку Фрир приобрел уникальную коллекцию древнеегипетского стекла с множеством памятников 14-13 вв. до н.э. у знаменитого дилера Джованни Даттари (1858–1923). Был он частым гостем и у легендарного Мориса Нахмана (1868-1948), поставщика древностей в Лувр, Британский музей и музей Метрополитен, близкими друзьями которого были, одновременно, Говард Картер и Джон Рокфеллер.
Сейчас все его наследие хранится в фондах Смитсоновского института в Вашингтоне. Фрир не только подарил все свое собрание родине (включая знаменитую «Павлинью комнату» - зал для экспонирования азиатского искусства - из собственного особняка), но и пожертвовал миллион долларов – в те годы фантастическую сумму - на строительство галереи восточного искусства, которая открылась в 1923 году, уже после смерти мецената, и стала носить его имя.
Его имя помнят с благодарностью: он создал Детройтское общество искусств и ремесел, помогая многим бедным и малоизвестным художникам из-за их таланта, десятилетия спонсировал Детройтский симфонический оркестр, выделил грант на приобретение земли для Детройтского института искусств, открытого в 1927 году.
(с) Виктор Солкин по материалам National Museum of Asian Art Archives, Smithsonian Institute, Washington
Comments