top of page
Поиск
  • Фото автораvictorsolkin

Возрожденный Маху

ГМИИ им. А.С. Пушкина, жизнь которого в последние годы по ряду причин совсем не богата на действительно значимые события, связанные с египетской коллекцией, поделился новостью десятилетия: отреставрирована маска вельможи Маху.

Покрытый черной смолой и золотыми лентами, саркофаг Маху известен всем гостям египетского зала музея. Это один из самых красивых памятников из собрания В.С. Голенищева. Однако мало кто знал, что в музее хранится еще и погребальная маска Маху.

Оба памятника -шедевры эпохи Аменхотепа III, 14 в. до н.э. Увы, маска с самого начала находилась в ужасном состоянии и никогда не экспонировалась. Моя учитель С.И. Ходжаш долгие годы билась за памятник, однако хвалимая многими бывшая директор музея Антонова, демонстративно не любившая древнее искусство, каждый раз отказывала шедевру в финансировании.


Под маску Маху даже была задумана специальная выставка масок мира, на которой египетский памятник должен был занять центральное место, однако средства вновь не были выделены и выставка состоялась в 2007 году без Маху. Маска Маху лежала в ящике на слое песка и ждала своего часа. И вот, наконец, свершилось. Работа проведена реставраторами Центра им. Грабаря и реставраторами ГМИИ. Результат заслуживает наивысшей похвалы!


Увы, в роликах о прекрасном событии - завершении ее реставрации вообще нет комментария египтологов. В ГМИИ с ними беда. Поэтому ничего не прозвучало о том, каков был изначальный облик маски, что повреждено и не дошло до нашего времени.

Кому интересно, я покажу ее очень близкий аналог - погребальную маску начальника строителей Аменхотепа из собрания Музея Метрополитен (Нью-Йорк), 30.8.69. Она датируется временем правления Тутмоса IV, т.е. выполнена чуть раньше (на 20-30 лет) маски Маху. Обе маски передают идеализированный портрет умершего в архаическом трехчастном парике, широком ожерелье "усех". Сделаны они из проклеенного картонажа, расписаны, лица - позолочены. Разница в том, что у маски Маху глаза выписаны, а у маски Аменхотепа они инкрустированы. При этом с художественной точки зрения маска Маху лучше, ее пластика эффектнее: здесь работал более опытный скульптор.

Важно другое. Маска Аменхотепа даст Вам представить себе то, как маска Маху выглядела изначально. Она тоже была, конечно же, абсолютно фронтальной. "завал" маски на правый бок - это то повреждение, которое, как я понимаю, при реставрации устранить не удалось. В случае с Маху, увы, вообще не дошла до нас задняя часть маски. На затылке маски Аменхотепа - чудесные шакалы Анубиса, сидящие на вратах иного мира. То, что задняя часть маски Маху не сохранилась, может быть связано со спецификой погребения: на мумию часто лили ароматные масла и смолы, которые затвердевали. Если это было так, что понятно, почему задняя часть маски была повреждена, когда мумию вынимали из саркофага.

Повреждение носа маски Маху не сильно ее портит, но все же фронтальный снимок его саркофага позволит представить себе его портрет полностью, с поправкой на инкрустированные глаза саркофага.

Еще одна интересная особенность маски и саркофага Маху заключается в том, что лик и в том и другом случае покрыт тонкой золотой фольгой со значительной примесью меди, из-за чего золото кажется красноватым. Красно-терракотовый цвет кожи в египетском искусстве - мужской, а потому эта деталь дополнительно показывает пол изображенного.

365 просмотров1 комментарий

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page