Сегодня – международный день библиотек, а кроме того, небольшой юбилей – вот уже 10 лет я храню восточные фонды и курирую выставки в «Волошинке», помимо всей своей остальной работы. Десять лет - это и много и мало одновременно.
Эталоны библиотеки у меня были в детстве. Домашняя – у меня в семье всегда очень любили и ценили книги и даже в финансово плохие годы, помню, мы покупали книги на Кузнецком мосту, в «Дружбе» или же в моем любимом двухэтажном «Букинисте» в Столешниковом переулке. А еще - потрясающая библиотека Большого театра СССР, богатейшая, так как туда передавали свои собрания книг старенькие артисты. Директор – Алла Татаркина, умнейшая, до дрожи любящая и знающая книгу, быстро поняла, что перед ней ребенок той же породы и дальше я попал в лабиринты фондохранилища, которое в те годы располагалось в том же здании канцелярии ГАБТ СССР, где сейчас находится вход в метро «Охотный ряд».
Там было много книг по Египту, но и кроме них – удивительные раритеты, роскошные обложки, судьбы книг и экслибрисы, аромат типографской краски того или иного времени, «лисьи пятна» – все это я очень полюбил. Таскал домой из абонемента совершенно неподъемные сумки. Мечтал о том, как приобрету когда-нибудь тут или иную книгу - кстати, все, о чем грезил, выполнил. На этом фоне районные библиотеки, куда пару раз заходил по срочной нужде к школе, были бессмысленными, пустыми и, что сейчас мне не удивительно, агрессивными. Туда совершенно не хотелось зайти; а вот сесть на троллейбус, доехать до Большого и погрузиться в лабиринты той, удивительной библиотеки со вкусом, смыслом и знанием, - хотелось всегда.
Когда Ромуальд Крылов – тогда начальник Управления культуры ЦАО - пригласил Сергея Куприянова и меня «взять» «Волошинку», чтобы пустоватая районная библиотека с дурной славой подпольно-эзотерической тусовки обрела другие смыслы, мы, помню, долго думали. Сначала я год читал там лекции по египтологии своим слушателям, чтобы привыкнуть к помещению и понять его, потом предыдущего директора попросили вон за откровенно-успешное наполнение своего кармана и после него на пост руководителя пришел мой замечательный друг Сергей Куприянов.
Я хорошо помню, как в Библиотеке открылась первая выставка древнеегипетского искусства, с подлинной крышкой саркофага III в. до н.э., коллекциями статуй божеств и амулетами, деревянной скульптурой и многими другими памятниками из нескольких российских частных собраний. В библиотечном пространстве Москвы это вызвало восхищение и недоумение одновременно – мы не вешали на стены распечатки из Интернета и плохие ксерокопии с лицами писателей, работали с подлинниками музейного уровня и умели делать полноценные выставки, а не «книжно-иллюстративную» чушь. Мы были другими. Позже, уже как принимающий хранитель при внешних кураторах-экспертах, я подержал в руках сотни удивительных памятников искусства Индии и Китая, Японии, Монголии, культур Юго-Восточной Азии, Средней Азии, Мезоамерики.
Это было интересно, но главное, конечно, это Египет. А потому в стенах «Волошинки» благодаря поддержке прекрасной Кати Хориковой появилась уникальная египтологическая библиотека, основанная на собрании книг и архиве великих египтологов Олега Берлева и Аллы Еланской. А дальше - курсы древнеегипетского и других восточных языков, конференции и ставший знаменитым востоковедный лекторий – любимое детище Сергея, в котором читали и читают лекции лучшие российские, а порой и зарубежные специалисты.
Спасибо Сергею Куприянову за постоянную поддержку и за то что он, как директор, избавляет меня от той глупой рутины, которая пожирает время – самый драгоценный ресурс. Спасибо нашим друзьям из Попечительского совета, которые всегда готовы бороться за нас и не раз больно наступали на хвосты тем, кого мы раздражали своей активностью и принципиальностью.
За эти годы коллектив «Волошинки» изменился до неузнаваемости. Если сначала, в основном, там работали бессмысленные люди, обсуждавшие вслух «Дом-2» и не знавшие ни одного иностранного языка, то с ростом программ они остались в прошлом и на их место, в том числе и моими активными усилиями (я не добрый директор, я - злой хранитель восточных фондов))) ), пришли совсем другие люди – носители смыслов, знаний, любящие Восток. С ними порой непросто, но, однозначно, интересно. С ними мы стали издавать прекрасные книги, создали неповторимый стиль «Волошинки». Это - настоящие, умные и профессиональные люди.
Среди важнейших изменений, которые произошли и которыми я лично очень горжусь, - появление в интерьере библиотеки подлинных памятников искусства Древнего Египта, Монголии, Мьянмы, Японии из российских частных собраний. Этому миру, наполненному книгами и памятниками, нет аналогов в России. Мы с коллегами, мне кажется, смогли уловить и выстроить тонкую грань, благодаря которой часть произведений искусства экспонируется без витрин, а библиотека напоминает собой те пространства XIX века, где рождались идеи и та сила культуры, которой питались лучшие умы. Без коворкинга, буккроссинга, брендбука и смузи, но с гостеприимством, страстью к книгам, исключительным фирменным стилем и хорошим кофе, под меланхоличными взглядами и едва играющими на губах улыбками египетских цариц и будд.
Как и полагается в хороших домах, я оставлю за кадром то, каким трудом это сделано, сколько было сопротивления и откровенного вредительства от глупцов и людей, попавших в культуру случайно, как мы искали и ищем деньги на наши проекты и программы. Наверное, ничто серьезное не рождается просто так, без преодоления.
Спасибо всем, кто приходит на выставки и лекции, кто помогает делом и словом, кто бежит взять новую книгу. Вы – лучшие!
1 Comment